|
Электрическая часть — это для меня особый этап работы по восстановлению каравана, который продолжается и посей день. Я до последнего старался сохранить родную проводку в караване, она жутко мешалась практически на все этапах работы и просто в один прекрасный момент я запутался в ней. Да запутался так, что все переплелось и подписанные кабеля потеряли свои бейджи. Ну все, терпение лопнуло, и я ампутировал все провода до единого, оставил только распределительную коробку, которая идет от розетки прицепного. Надо сказать оно и к лучшему, поскольку я получил неограниченное поле деятельности по оснащению всеми возможными ништяками.
После недолгих размышлений и бесед с экспертами было принято решение о полной переделке с 220В на 12В. Конечно, это громко звучит — переделка, но слов из песни не выкинешь, нетронутым остался кабель, питающий холодильник от 220В. Также долго думал, где будет располагаться центральный узел с аккумуляторами и блоком управления. Ну уж очень хотелось организовать единый центр управления караваном, чтобы все управление, включая различные индикаторы, было сконцентрировано в одном месте. В итоге место для батареек (их планировал две) организовалось в задней части каравана возле отопителя, и центральный пульт управления всем караваном был организован в одном из маленьких ящичков. Да, также был установлен электросчетчик на 220В. Идея самой переделки или модернизации заключалась в том, что при подключении 220В (в штатное место каравана) через счетчик учета электричества и импульсный БП (он легче) понижалось до 12В. Тем самым удалялись все силовые провода и лампы на 220В.
Все родные провода в мешок и за борт. Рождение центрального пульта было мучительным, поскольку определить все ништяки и правильность их расположения, не имея должного опыта эксплуатации, было сложно, то прошлось кое-где импровизировать. Конечно, в итоге пришло понимание чего не хватает и что вовсе лишнее.Это, скажем, план работ на будущее.
![](/images/elektrika/schetchik.jpg)
Описание работы самого пульта может затянуться надолго, в чем нет особого смысла, но если будет необходимо, я, конечно же, распишу во всей красе. Итак, в двух словах, что он умеет. Заряжать и контролировать уровень заряда аккумуляторов.Поскольку их два, то и переключение происходит возле узла учета. В панель установлен самый простой PWM контроллер заряда, хотел установить МРРТ, но остановился на первом контроллере, хотя второй лежит и пылится. В двух словах я доволен, все работает как задумано :). Далее идет "климат контроль".По сути, эта опция для зимнего использования и смысл её в уравнивании (перемешивании) температуры верха с низом. Как оказалось, очень полезная опция и работает она очень просто. Поскольку в караване установлена обычная TRUMA, то и нагрев происходит сверху вниз и получается, что верх жарит, а низ леденеет и при достижении установленной температуры подключается раздув, который остужает верх и нагревает низ. Конечно, просто включить раздув будет тоже самое, но в автономке приходится экономить на всех энергопотребителях и включать их в тот момент, когда это действительно нужно. Следующий ряд клавиш управляет подключением подогрева воды в бойлере (пока в проекте), осушителем воздуха (это когда караван находится в ожидании поездки и устройство помогает осушить воздух в караване (на это будет отдельная тема). Затем включение и выключение различных приборов, как развлекательных аудио систем, так и вспомогательных, необходимых для ухода за караваном.В частности, установлена система вентиляции, которая включается автоматически в дневное и солнечное время суток. Смысл её заключается в циркуляции воздуха в рундуках по всему каравану, включая сами углы (вентиляционные отверстия я не стал делать как было в оригинале и поэтому у меня есть просто циркуляция воздуха). Самый нижний ярус пульта занят контролем наполнения бака водой и его уровня. Сам бак стоит за отопителем, что очень хорошо в зимнее время года, и когда встает вопрос о его наполнении, то это организовано путем перекачивания воды с подставного бака, где так же установлена водяная помпа. Уровень воды отображается на панели в виде нарисованного бака с помощью светодиодных индикаторов. При низком уровне воды в основном баке идет звуковая сигнализация и включается насос в подставном баке.По достижении максимума перекачка прекращается. Да, зимой приходится по сигналу зуммера подключать бак и после перекачки убирать его в авто. Летом все проще и вся система работает автоматически.
Останавливаться на замене ламп накаливания на светодиодные не буду, единственное отмечу что в потолочном освещении у меня были два тумблера, и я сделал три варианта освещения – теплый, холодный, либо все вместе. Другим немаловажным блоком является кухонный блок. Там в родном варианте было два освещения, 12В и 220В– в зависимости от ситуации с тяжелым БП на 12В. Также имелась полуживая вытяжка в виде электромоторчика. Из кухонного блока было ампутировано все, кроме вытяжки. Освещение стало без выбора и, разумеется, на 12В. Освободившиеся клавиши были задействованы на включение дополнительного освещения над дверным проемом и автоматическое включение вентиляторов на радиаторе холодильника. Автоматизм заключается в простом действии, а именно– при достижении установленной температуры включаются два вентилятора в решетке холодильного отсека, тем самым охлаждая систему холодильника. Конечно, можно включить на постоянной основе, но зачем...
![](/images/elektrika/kuhonblok2.jpg)
Так же достаточно времени было потрачено на инсталляцию регулятора оборотов, вернее драйвера двигателя роздува. Поскольку все было переделано с 220В на 12В, то и сам орган управления претерпел конкретные изменения. В итоге все было перестроено и закреплено в штатном месте. Дополнительно в вентиляционное отверстие был вставлен датчик угарного газа.Хотя я до последнего надеялся, что он сможет и пропан унюхать, но к великому сожалению только угарный газ. Он легко вставляется в вентиляционное отверстие в передней части каравана даже не перекрывая циркуляцию воздуха.
![](/images/elektrika/reg3.jpg)
Новый пульт управления для каравана!
Вот и настала пора вносить корректировки в основной орган управления караваном. Основной пульт был модернизирован путем добавления в него новых органов управления и контроля. Добавлен индикатор температуры и упраления охлаждения испарителем холодильника, этот узел существовал и раньше где-то глубоко запрятанным в шкафчике. Теперь все в одном месте и основная задача следить за температурой испарителя и вовремя включать вентиляторы которые охлаждают систему холодильника тем самым повышая его производительность по выработки холода. Изменен узел по вводу электроэнергии в караван от солнечной батарей, так же добавлена индикация которая позволяет показать о наличии внешнего питания либо от автомобиля либо от сети 220В и автоматически подключаться к источнику. Для большей надежности в пульт добавнен блок предохранителей. Все остальное осталось без изменений.
![](/images/pult.jpg)
|